- Акт выездной налоговой проверки
-
АКТ ВЫЕЗДНОЙ НАЛОГОВОЙ ПРОВЕРКИ — в акте налоговой проверки должны быть указаны документально подтвержденные факты налоговых правонарушений, выявленные в ходе проверки, или отсутствие таковых, а также выводы и предложения проверяющих по устранению выявленных нарушений и ссылки на статьи НК России, предусматривающие ответственность за данный вид налоговых правонарушений. Акт налоговой проверки вручается руководителю организации — налогоплательщика либо индивидуальному предпринимателю (их представителям) под расписку или передается иным способом, свидетельствующим о дате его получения налогоплательщиком или его представителями. В случае направления акта налоговой проверки по почте заказным письмом датой вручения акта считается шестой день, начиная с даты его отправки. Акт выездной налоговой проверки должен содержать систематизированное изложение документально подтвержденных фактов налоговых правонарушений, выявленных в процессе проверки, или указание на отсутствие таковых, а также выводы и предложения проверяющих по устранению выявленных нарушений и ссылки на статьи НК России, предусматривающие ответственность за данный вид налоговых правонарушений. В акте выездной налоговой проверки не допускаются помарки, подчистки и иные исправления, за исключением исправлений, оговоренных и заверенных подписями лиц, подписывающих акт. Все стоимостные показатели, выраженные в иностранной валюте, подлежат отражению с одновременным указанием в соответствии с действующим порядком их рублевого эквивалента по курсу, котируемому Банком России для соответствующей иностранной валюты по отношению к рублю. Акт выездной налоговой проверки должен составляться в двух экземплярах, один из которых остается на хранении в налоговом органе, другой — вручается руководителю проверяемой организации либо индивидуальному предпринимателю (их представителям). Однако в случае выявления обстоятельств, позволяющих предполагать совершение нарушения законодательства о налогах и сборах, содержащего признаки преступления, акт проверки должен быть составлен в трех экземплярах — в этом случае третий экземпляр акта приобщается к материалам, направляемым в органы налоговой полиции для решения вопроса о возбуждении уголовного дела. Содержащиеся в акте выездной налоговой проверки сведения, относящиеся к налоговой тайне, не подлежат разглашению налоговыми органами и их сотрудниками, а также передаче в другие органы, за исключением случаев, предусмотренных федеральным законом.
Акт выездной налоговой проверки должен состоять из трех частей: вводной, описательной и итоговой (заключительной). К содержанию каждой из перечисленных частей акта предъявляются конкретные требования. Так, вводная часть акта должна включать общие сведения о проводимой проверке и проверяемом налогоплательщике, его филиале или представительстве (в случае проведения проверки филиала или представительства организации-налогоплательщика). В этой связи вводная часть акта должна содержать:
— номер акта проверки (присваивается акту при его регистрации в налоговом органе);
— полное и сокращенное наименование проверяемой организации согласно учредительным документам или фамилия, имя и отчество индивидуального предпринимателя. В случае проведения проверки филиала или представительства организации-налогоплательщика помимо наименования организации указывается полное и сокращенное наименование проверяемого филиала или представительства;
— идентификационный номер налогоплательщика (ИНН), а в случае проведения проверки филиала или представительства организации-налогоплательщика помимо ИНН организации-налогоплательщика должен быть указан код причины постановки на учет;
— наименование места проведения проверки (населенного пункта, на территории которого проводилась проверка);
— дату акта проверки под которой понимается дата подписания акта лицами, проводившими проверку;
— фамилии, имена, отчества лиц, проводивших проверку, их должности, с указанием наименования налогового органа, который они представляют, их классные чины (при наличии), а в случае привлечения к проведению налоговой проверки сотрудников органов налоговой полиции во вводной части акта указываются фамилии, имена, отчества, должности, специальные звания этих лиц, а также наименование органа налоговой полиции, который они представляют;
— дату и номер решения (постановления) руководителя (заместителя руководителя) налогового органа на проведение выездной (повторной выездной) налоговой проверки;
— указание на вопросы проверки: “проверка по вопросам соблюдения законодательства о налогах и сборах” (в случае, если проверка охватывает вопросы правильности исчисления, удержания, уплаты и (или) перечисления всех видов налогов и сборов, обязанность уплаты (удержания и перечисления) которых возложена на проверяемого налогоплательщика) или “проверка по вопросам правильности исчисления, удержания, уплаты и перечисление
____________________________________________________________________”
(наименование налога(ов) (сбора(ов))
(в случае, если проверка охватывает вопросы правильности исчисления, удержания, уплаты и (или) перечисления отдельного(ых) вида(ов) налога(ов) (сбора(ов));
— период, за который проведена проверка;
— даты начала и окончания проверки. В этой связи необходимо отметить, что датой начала проверки является дата предъявления руководителю проверяемой организации или индивидуальному предпринимателю решения (постановления) руководителя (заместителя руководителя) налогового органа о проведении выездной (повторной выездной) налоговой проверки. Срок проведения проверки включает в себя время фактического нахождения проверяющих на территории проверяемого налогоплательщика, плательщика сбора или налогового агента. В указанные сроки не засчитываются периоды между вручением налогоплательщику (налоговому агенту) требования о представлении документов в соответствии со статьей 93 НК России и представлением им запрашиваемых при проведении проверки документов. В случае, если по решению руководителя (заместителя руководителя) налогового органа выездная налоговая проверка была приостановлена, то приводится дата и номер названного решения, а также период, на который данная проверка была приостановлена. Датой окончания проверки является дата составления проверяющими справки о проведенной проверке;
— фамилии, имена и отчества должностных лиц проверяемой организации (ее филиала или представительства) — руководителя, главного бухгалтера либо лиц, исполняющих их обязанности в проверяемом периоде, причем, в случае, если в течение проверяемого периода происходили изменения в составе вышеназванных лиц, то перечень этих лиц должен быть приведен с указанием периода, в течение которого эти лица занимали соответствующие должности согласно приказам, распоряжениям, протоколам собраний учредителей или другим документам о назначении и увольнении с занимаемой должности;
— адрес места нахождения организации (ее филиала или представительства) или постоянного места жительства индивидуального предпринимателя, а также места осуществления ее (его) хозяйственной деятельности в случае осуществления организацией (ее филиалом или представительством) или индивидуальным предпринимателем своей деятельности не по месту государственной регистрации организации или постоянному месту жительства индивидуального предпринимателя;
— сведения о наличии лицензируемых видов деятельности (номер и дата выдачи лицензии, наименование органа, выдавшего лицензию, сроки начала и окончания действия лицензии);
— сведения о фактически осуществляемых организацией (ее филиалом или представительством) (индивидуальным предпринимателем) видах финансово-хозяйственной деятельности, в т. ч. о видах деятельности, запрещенных действующим законодательством или осуществляемых без наличия необходимой лицензии;
— сведения о методе проведения проверки по степени охвата ею первичных документов (сплошной, выборочный) с указанием на то, какие разделы документации были проверены сплошным, а какие — выборочным методом. В этой связи особо следует отметить, что в случае неполного представления налогоплательщиком необходимых для проверки документов по запросу должностного лица налогового органа, проводящего проверку, должен быть приведен перечень не представленных документов;
— сведения о встречных налоговых проверках, о производстве выемки документов и предметов, проведении экспертизы, инвентаризации имущества налогоплательщика, осмотра его территорий и помещений и иных действиях, произведенных при осуществлении налоговой проверки;
— иные необходимые сведения.
Описательная часть акта выездной налоговой проверки должна содержать систематизированное изложение документально подтвержденных фактов налоговых правонарушений, выявленных в ходе проверки, или указание на отсутствие таковых, и связанных с этими фактами обстоятельств, имеющих значение для принятия правильного решения по результатам проверки. В случае выявления в ходе проверки фактов нарушений действующего законодательства, не относящихся к налоговым правонарушениям (нарушения порядка ведения кассовых операций и условий работы с денежной наличностью, нарушения валютного законодательства и др.), указанные факты также подлежат отражению в описательной части акта выездной налоговой проверки. Содержание описательной части акта выездной налоговой проверки должно соответствовать ряду основных требований, как то:
— объективность и обоснованность;
— полнота и комплексность отражения в акте всех существенных обстоятельств, имеющих отношение к фактам налоговых правонарушений;
— четкость, лаконичность и доступность изложения;
— системность изложения.
Соблюдение требования объективности и обоснованности предполагает, что отражаемые в акте факты должны являться результатом тщательно проведенной проверки, исключать фактические неточности, обеспечивать полноту вывода о несоответствии законодательству о налогах и сборах совершенных налогоплательщиком деяний (действий или бездействия). То есть, имеется в виду, что по каждому отраженному в акте факту налогового правонарушения должны быть четко изложены:
— вид налогового правонарушения, способ и иные обстоятельства его совершения, налоговый период, к которому данное правонарушение относится;
— оценка количественного и суммового расхождения между заявленными в налоговых декларациях организацией (индивидуальным предпринимателем) данными, связанными с исчислением и уплатой налогов (сборов), и фактическими данными, установленными в ходе проверки, а соответствующие расчеты должны быть включены в акт выездной налоговой проверки или приведены в составе приложений к нему;
— ссылки на первичные бухгалтерские документы (с указанием в случае необходимости бухгалтерских проводок по счетам и порядка отражения соответствующих операций в регистрах бухгалтерского учета) и иные доказательства, подтверждающие наличие факта нарушения;
— квалификация совершенного правонарушения со ссылками на соответствующие нормы НК России, законодательных и иных нормативных правовых актов о налогах и сборах, которые нарушены налогоплательщиком;
— ссылки на заключения экспертов (в случае проведения экспертизы), протоколы опроса свидетелей, а также иные протоколы, составленные при производстве необходимых действий по осуществлению налогового контроля (в случае производства соответствующих действий).
Акт налоговой проверки не должен содержать субъективных предположений проверяющих, не основанных на достаточных доказательствах. Полнота и комплексность отражения в акте всех существенных обстоятельств, имеющих отношение к фактам налоговых правонарушений, заключается в том, что каждый установленный в ходе проверки факт налогового правонарушения должен быть проверен полно и всесторонне. Изложение в акте обстоятельств допущенного налогоплательщиком правонарушения должно основываться на результатах проверки всех документов, которые могут иметь отношение к излагаемому факту, а также на результатах проведения всех иных необходимых действий по осуществлению налогового контроля. В акте должно обеспечиваться отражение всех существенных обстоятельств, относящихся к выявленным правонарушениям, в том числе:
— сведений о не представленных в налоговый орган налоговых декларациях; о правильности и полноте отражения финансово-хозяйственных операций в бухгалтерском учете;
— об источниках оплаты произведенных затрат;
— об обстоятельствах, исключающих применение мер ответственности за совершение налогоплательщиком правонарушения и т. д.
В случае, если до момента, когда налогоплательщик узнал о назначении выездной налоговой проверки, он внес в установленном порядке дополнения и изменения в налоговую декларацию, а также уплатил недостающую сумму налога и пени, то указанные дополнения и изменения должны быть учтены налоговым органом при подготовке акта выездной налоговой проверки. При этом в акте проверки должна быть указана дата представления в налоговый орган заявления о дополнении и изменении налоговой декларации, суть внесенных дополнений и изменений, период, к которому они относятся, а также данные об уплате причитающихся сумм налогов и пени. Четкость, лаконичность и доступность изложения означает, что содержащиеся в акте формулировки должны исключать возможность двоякого толкования; изложение должно быть кратким, четким, ясным, последовательным и, по возможности, доступным для лиц, не имеющих специальных познаний в области бухгалтерского учета. Системность изложения предполагает, что выявленные в процессе проверки нарушения должны быть сгруппированы в акте по разделам, пунктам и подпунктам в соответствии с характером нарушений и видами налогов (сборов), на неуплату либо неполную уплату которых данные нарушения повлияли, в разрезе соответствующих налоговых периодов. Выявленные факты однородных массовых нарушений могут быть сгруппированы в ведомости, таблицы и другие материалы, прилагаемые к акту, а по тексту его в данном случае приводятся изложение существа этих нарушений, со ссылкой на конкретные нормы НК России или иных нормативных правовых актов, нарушенные налогоплательщиком, и общее стоимостное (суммовое) выражение последствий указанных нарушений со ссылкой на соответствующие приложения к акту. При этом указанные приложения должны содержать полный перечень однородных налоговых правонарушений с указанием: периода, к которому они относятся; наименования, даты и номера документа, по которому совершена соответствующая операция; сущности операции; количественное (суммовое) выражение последствий нарушения. Каждое из таких приложений должно быть подписано проверяющими, а также руководителем проверяемой организации или индивидуальным предпринимателем либо их представителями.
Итоговая (заключительная) часть акта выездной налоговой проверки (заключение) должна содержать:
— сведения об общих суммах выявленных при проведении проверки неуплаченных (не полностью уплаченных) налогов (сборов) в результате занижения налоговой базы, иного неправильного исчисления налога (сбора) или других неправомерных действий (бездействия) и (или) исчисленных в завышенных размерах налогов (сборов) с разбивкой по видам налогов (сборов) и налоговым периодам, а также обобщенные сведения о других установленных проверкой фактах налоговых и иных правонарушений;
— предложения проверяющих по устранению выявленных нарушений, включающие в себя перечень конкретных мер, направленных на пресечение выявленных в результате проверки нарушений и полное возмещение ущерба, понесенного государством в результате их совершения налогоплательщиком (взыскание недоимки по налогам и сборам, пени за несвоевременную уплату налогов и сборов (с приложением расчета пени), приведение налогоплательщиком учета своих доходов (расходов) и объектов налогообложения в соответствие с установленным законодательством порядком и т. д.);
— выводы проверяющих о наличии в деяниях налогоплательщика признаков налогового(ых) правонарушения(й) с указанием вида совершенных налогоплательщиком налоговых правонарушений со ссылкой на статьи НК России, предусматривающие ответственность за данный вид налоговых правонарушений.
К акту выездной налоговой проверки должны быть приложены:
— решение руководителя (заместителя руководителя) налогового органа о проведении выездной налоговой проверки (к акту, вручаемому налогоплательщику (его представителю), прилагается копия указанного решения). Причем, в случае проведения выездной налоговой проверки вышестоящим налоговым органом в порядке контроля за деятельностью налогового органа, проводившего проверку, к акту выездной налоговой проверки прилагается постановление о проведении повторной выездной налоговой проверки (к акту, вручаемому налогоплательщику (его представителю), прилагается копия указанного постановления);
— копия требования налогоплательщику о представлении необходимых для проверки документов;
— уточненные расчеты по видам налогов (сборов), составленные проверяющими в связи с выявлением налоговых правонарушений (за исключением случаев, когда указанные расчеты приведены в тексте акта). Указанные расчеты должны быть подписаны проверяющим(и), руководителем организации или индивидуальным предпринимателем или их представителями;
— акты инвентаризации имущества организации (индивидуального предпринимателя) (данное приложение приводится, если при проверке была произведена инвентаризация);
— материалы встречных проверок (в случае их проведения);
— заключение эксперта (в случае проведения экспертизы);
— протоколы допроса свидетелей, осмотра (обследования) производственных, складских и торговых и иных помещений, используемых налогоплательщиком для извлечения дохода либо связанные с содержанием объектов налогообложения и т. д., протоколы, составленные при производстве иных действий по осуществлению налогового контроля (в случае производства соответствующих действий), а также постановления о назначении экспертизы и производстве выемки документов и предметов (в случае их назначения (производства));
— справка о проведенной проверке, составленная проверяющими по окончании проверки.
Кроме того к акту выездной налоговой проверки также могут прилагаться:
— копии (в случаях производства выемки у налогоплательщика документов — подлинники) документов, подтверждающих наличие фактов нарушения законодательства о налогах и сборах. При изложении фактов нарушений законодательства о налогах и сборах в описательной части акта производится запись о приложении изъятых подлинных документов или их копий, подтверждающих наличие соответствующих нарушений;
— справка о наличии расчетных, текущих и иных счетов в банках (других кредитных учреждениях), подписанная проверяющим(и) и руководителем проверяемой организации или индивидуальным предпринимателем либо их представителями;
— справка о размере уставного капитала на момент образования (перерегистрации) организации и на дату начала проверки, а также о полноте его формирования; составе учредителей с указанием доли участия Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, общественных и религиозных организаций (объединений), благотворительных и иных фондов, иностранных юридических и физических лиц и т. д., подписанная проверяющим(и) и руководителем проверяемой организации (его представителем);
— справка о месте нахождения обособленных подразделений (их адреса, ИНН / код причины постановки на учет), дислокации производственных и складских помещений, торговых точек, расположенных за пределами основной территории организации, наличии в собственности налогоплательщика земельных участков, подписанная проверяющим(и) и руководителем проверяемой организации или индивидуальным предпринимателем либо их представителями;
— иные материалы, имеющие значение для подтверждения отраженных в акте фактов налоговых правонарушений и для принятия правильного решения по результатам проверки.
Непосредственно после окончания выездной налоговой проверки проверяющий должен составить справку о проведенной проверке, в которой фиксируются предмет проверки и сроки ее проведения (см приложение). Не позднее двух месяцев после составления справки о проведенной проверке уполномоченными должностными лицами налоговых органов должен быть составлен акт выездной налоговой проверки с учетом указанных выше требований Инструкции. Подписанный проверяющими акт выездной налоговой проверки вручается руководителю организации-налогоплательщика или индивидуальному предпринимателю (их представителям), о чем на последней странице экземпляра акта, остающегося на хранении в налоговом органе, делается запись:
“Экземпляр акта с ... (указывается количество приложении) приложениями на __ листах получил”
за подписью руководителя организации или индивидуального предпринимателя (их представителей), получившего акт, с указанием его фамилии и инициалов, а также даты вручения акта.
В случае, когда указанные выше лица уклоняются от получения акта налоговой проверки, на последней странице акта делается запись следующего содержания:
“_________________________________________________________________________________
(Ф. И. О. руководителя организации с указанием его должности, Ф. И. О. индивидуального предпринимателя (Ф. И. О. их представителей))
от получения настоящего акта уклонился”.
Указанная выше запись должна быть заверена подписью проверяющего с указанием соответствующей даты.
Акт налоговой проверки может быть направлен налогоплательщику либо его представителю по почте заказным письмом или передан иным способом, свидетельствующим о дате его получения. В этом случае к экземпляру акта, остающемуся на хранении в налоговом органе, прилагаются документы, подтверждающие факт почтового отправления или иного способа передачи акта налогоплательщику либо его представителю. В случае отказа руководителя организации-налогоплательщика или индивидуального предпринимателя (их представителей) от подписания акта руководителем проверяющей группы (проверяющим) на последней странице акта производится и заверяется его подписью запись:
“_________________________________________________________________________________
(Ф. И. О. руководителя организации с указанием его должности, Ф. И. О. индивидуального предпринимателя (Ф. И. О. их представителей))
от подписи акта отказался”.
Энциклопедический словарь-справочник руководителя предприятия. — М.: Книжный мир. Лукаш Ю.А.. 2004.